Колымчане разбегались в страхе при первом просмотре кино 95 лет назад
Смысл «Броненосца Потемкина» они не поняли, а киномеханика прозвали шаманом
Сообщение о том, как в далеком 1928 году ольчанам показали «ленту всех времен и народов режиссера Сергея Эйзенштейна», и какой «Броненосец Потемкин» (12+) тогда вызвал переполох, предоставила редактор отдела развития кино ресурсного Центра Магаданской области Татьяна Руселик. Подробности она узнала, изучая архивные документы и по воспоминаниям очевидцев.
«28 июля 1928 года в маленьком деревянном доме Олы собрались почти все жители поселка. В помещении занавесили окна, погасили свет, и киномеханик Филипп Белокрылов включил аппаратуру.
Все, что видели на экране, у местного населения вызвало и страх, и испуг, и восторг. Когда на экране появлялось море, люди разбегались. Киномеханику приходилось останавливать технику, успокаивать зрителей, объяснять им, что ничего плохого не случится.
После просмотра картины осмелевшие зрители тянулись к экрану, трогали руками, заглядывали за него, рассматривали кинопленку, крутили ручку динамо-машины. Киномеханика прозвали шаманом.
Смысл фильма перепуганные люди, конечно, не поняли», - процитировала архивные записи Татьяна Руселик.
Аппаратуру для показа кино и художественный фильм «Броненосец Потемкин» в Магадан доставил экипаж парохода «Дайбоши – Мару». Его передало на Колыму представительство фотокинематографического акционерного общества «Совкино». В комплекте были киноаппарат и принадлежности для показа фильмов: кинопроектор, экран, коробка для хранения и перевозки фильмов, динамо-машина и фильм Эйзенштейна.
Прошло немало времени, пока местное население приняло непривычное им искусство. Особенно ожесточенно сопротивлялись показам кинолент шаманы. Но, несмотря на определенные трудности, кино завоевывало популярность.
Среди тех, кто показывал фильмы в колымской глубинке, были писатель Тихон Семушкин, киномеханики Илья Костылев, Александр Резиков, Михаил Аристов. Их с уважением называли каюрами культуры.